Психотехника стрессоустойчивости в рукопашной схватке
Психотехника стрессоустойчивости в рукопашной схватке
Известно, что при прочих равных условиях в рукопашной схватке побеждает тот, кто более устойчив психологически. Классическое каратэ включает специфическую психотехнику, варьирующую в различных школах и стилях, позволяющую бойцу с максимальным эффектом использовать свои возможности в условиях реального риска для жизни и здоровья.
Отсутствие стрессоустойчивости ведет к тому, что блестящая техника, демонстрируемая в спортивном зале, оказывается частично или полностью заблокированной страхом в реальном бою. Это на первый взгляд чисто прикладная проблема может быть перенесена на любую жизненную ситуацию, требующую самообладания, действия на пределе возможностей в экстремальной ситуации, сопряженной с серьезным риском. Ценность каратэ в данном случае состоит в том, что в процессе обучения занимающийся овладевает тем или иным вариантом психотехники, позволяющим осуществлять эффективный самоконтроль и защищающим психофизиологические механизмы от нарушений перед лицом реальной опасности. Эзотеричность психотренинга, его засекречивание каждой школой и сектой, привело к появлению большого количества "рецептов", часть которых к настоящему времени раскрыта. Не претендуя на всеобъемлющее описание, позволю себе привести наиболее типичные варианты психологического состояния бойца в предвидении и в ходе рукопашной схватки.
1. Так называемый "трезвый подход". Боец сознает свои возможности, объективно оценивает противника, шансы на успех. Эффективен в случае равенства сил или когда противник заведомо слабее, а также при наличии у бойца сильного типа высшей нервной деятельности.
2. Формирование абсолютной уверенности в победе по принципу доминанты Ухтомского. Для бойца просто не существует неблагоприятного исхода боя, а следовательно, и связанных с этим переживаний. Он раскован, действет уверенно, с удовольствием, реальность противника только стимулирует моторные реакции. Здесь, однако, надо считаться с возможностью излишней самоуверенности.
3. Противоположным методом является следующий: заранее смириться с неудачей и возможными потерями. При этом отрицательные эмоции, напряженность уходят. Боец стремится только сделать все, что может, без претензий на успех и связанных с этим переживаний. И этот стереотип, на первый взгляд парадоксальный, позволяет максимально полно использовать имеющиеся возможности и победить, а в случае неудачи защищает бойца от психической травмы.
4. Использование моделей состояния психики, культивируемых различными направлениями индийской йоги. Раджа йога: волевое напряжение бойца преодолевает страх и связанные с этим нарушения в работе психофизиологических механизмов. Бхакти йога: религиозный экстаз, модифицирующий реакции и поведение бойца. Примерами использования данного варианта могут служить камикадзе, добровольцы-смертники /Иран/. Общее в них -использование религиозного фанатизма, превращение бойца в орудие чужой воли. Это состояние надо отличать от сознательного самопожертвования, когда боец руководствуется собственным трезвым выбором. Карма йога: все внимание бойца сосредоточено на процессе действия, совершенно не привязываясь к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и отрицательным. Они не отражаются сознанием, не инициируют отвлекающих переживаний. Вся психика абсорбируется проблемой эффективного поведения. Это один из наиболее конструктивных подходов.
5. Психотехника даосизма и чань-буддизма. Общее в них - стремление к невозмутимости духа, возникающей как результат созерцательности, отстраненности от всего, в том числе от своих переживаний. Невовлеченность в переживания позволяет в любых экстремальных условиях сохранять стабильное состояние психики. Японский дзэн (трансформация чань-оуддизма) в дополнение к этому большое внимание уделяет тренировке хара (дословно: живот). Боец, имеющий хара. реагирует целостно и спонтанно, действует с инстинктивной рациональностью, даже если испытывает страх. Механизм формирования хара основан на интеграции сознания с подсознанием и передаче управленияя поведением интегрированной таким образом психике, уже независимой от эмоций.
6. Психотехника "прусской муштры". Строгая бессмысленная муштра, изнуряющая и однообразная применяется как средство выработки такого состояния духа бойца, когда его внешняя деятельность совершенно не зависит от внутреннего состояния - сила приказа заглушает все остальное. Как показала практика, этот метод недостаточно надежен, отупляет бойца, уступает сознательной дисциплине. Однако рациональным моментом является развитие в ходе тренировок каратэ сильного волевого контроля, позволяющего эффективно использовать такой метод ауторегуляции, как самоприказ, т.е. иметь выработанный рефлекс самоподчинения. .
7. Иногда целесообразно, особенно в безнадежных ситуациях, действие "на авось" - в этом случае внутренней опорой является чувство надежды. Сильная психика избегает чувства обреченности, любая надежда на успех - прекрасная альтернатива этому, воодушевляющая бойца и часто ведущая к победе,
8. Десенситизация. Примитивная форма снижения остроты переживаний и реакции на них организма - алкогольное опьянение, когда "море по колено". Нарушает моторику, не позволяет адекватно оценивать ситуацию, лишь притупляя восприятие. Более интересный пример - наличие у викингов "неистовых воинов" берсекьеров, которые перед боем принимали препараты мухомора. При этом исчезало чувство страха, возникала сильная ярость, реакция обострялась, увеличивалась мышечная сила. В современных условиях приемлема только предварительная десенситизация, применяемая в психотерапии. Она основана на угашении нежелательных условно-рефлекторных связей. Такая подготовка бойца позволяет ему действовать уверенно и хладнокровно в условиях реальной опасности.
9. Сильный эффект дает вытеснение страха более сильными эмоциями, например, желанием выполнить свой долг, ненависть к врагу. Тогда преобладающая эмоция доминирует в коре головного мозга и защищает от нарушений страхом психофизиологические механизмы.
10. "Уверенность профессионала" основана на том, что боец имеет большой реальный опыт, высокий уровень подготовки. Он делает привычное дело, уверен в своих силах, рассчитывает только на себя. Выработка данного состояния требует времени, чтобы сделать трудное привычным, а привычное легко и надежно осуществимым.
11. На высоком уровне развития личности бойца он может не бороться со страхом, а даже сознательно его культивировать, поскольку источником энергии организма являются эмоции, а страх - одна из сильнейших. Правильно управляя чувством страха, реагируя эвстрессом на его появление, боец получает своего рода норадреналиновый допинг, увеличивающий его силы и повышающий тем самым шансы на победу. Интересно, что в отличие от разрушительного адреналинового стресса, норадреналиновый эвстресс полезен для здоровья. На тренировках можно с успехом использовать этот механизм, представляя реальную опасность и реагируя мобилизацией духовных и психических сил организма. Какую методику следует предпочесть? На наш взгляд, выбор должен осуществляться сугубо индивидуально и в зависимости от ситуации. Во всяком случае, психотехника стрессоустойчивости должна являться необходимым компонентом рациональной тренировки каратэ и других боевых искусств.