Данная статья это дополнение к ранее опубликолванному материалу о российских борцах-женщинах и силачках начала ХХ века. Нами уже было отмечено, что к началу ХХ века женщины старались не уступать ни в чем мужчинам. Тогда в мире появилось множество женщин-силачек, женщин-борцов, также женщин-боксеров. Их выступления зачатую проходили под музыку, а судей и жюри зачастую выбирали из числа зрителей. Вызывались пары, и девушки-борцы выходили на арену, и борцовском ковре начиналась демонстрация настоящих "двойных нельсонов" и борцовских "мостов". Иногда на ковер выходили девушки в "таинственных масках". Но даже при этом публика не принимала всерьез эти женские чемпионаты по борьбе, так как трудно, а порою енвозможно было проверить реальность женских боев, тем более, что и мужчины в тем времена частенько боролись на ринге не по-настоящему.
Как уже говорилось ранее, одним из самых популярных видов цирковой борьбы был так называемый вызов желающих из публики побороться с цирковым борцом (независимо от пола). Подобные соревнования стали получили пик своего распостранения с конца XIX века в специализированных цирковых павильонах. В таких условиях, когда многие борцовские схватки на поверку окащывались лишь хорошим спектаклем, такие импровизационные поединки с более-менее непредсказуемым исходом по-настоящему заводило публику. На некоторых работах немецкого художника Генриха Цилле (1858 - 1929) мы можем видеть два эпизода такого циркового развлечения. На одной карикатуре плотная и пухлая женщина-боец встречает боем нерадивого добровольца из публики. РЯдом с ними в павилионе на полу лежат гири и штанга, при помощи которых дама демонстрировала свою силу публике. В объявлении на стене сказано: “Только сегодня небывалое представление. Невероятная поясная борьба. Борец Мисс Ада отдаст 100 марок любому, кто сумеет ее победить”. И следует подпись под рисунком (от лица шута-ведущего): “Недопустимые приемы не допускаются. Невозможно наносить удары, плеваться, кусаться и целоваться”. Стоит отметить, что 100 марок - это весьма значительная, а точнее огромная сумма на рубеже ХIХ И ХХ веков, и надо сказать, что мисс Ада как и устроители состязаний явно должны были чувствовать себя весьма уверенно.
В описанном событии одним из свидетелей, рассказывается, как может протекать подобного рода поединок. Подпоясанная женщина-борец, явно специально подготовленная и одетая для поединков, борется с обычным мужичком из толпы, который схватил даму за пояс, приподнял и через одно мгновение готов был бросить или положить ее на пол без особых церемоний и нежности. Толпа мужчин, женщин и детей, вплотную стоящая рядом с борющимися с интересом наблюдает схватку. Одна из женщин с ехидной улыбкой отвернулась от борцов, видимо посмеиваясь над нелепой (по ее мнению) ситуацией. Еще бы, женщина вздумала бороться с мужчиной, который уж наверняка имеет намного больший опыт в таких делах. Интересно, что на обеих, пусть и по форме разных, но по содержанию общих иллюстрациях речь идет о поясной борьбе. В обеих случаях соперники держат друг друга за пояса (видимо мужчиннами используются брючные ремни). Таким образом поясная борьба действительно является удачной формой таких схваток, так как сильно сдерживает нежелательную возможность у мужчины-добровольца затрагивать некоторые части женского тела борца.
Одним из многочисленных свидетельств особой популярности цирковой забавы "Добровольцы вызываются для борьбы с дамой на арене" является то, что в некоторых очерках о цирке Стефана Нагеля (Германия) "Schaubude" ("Павильон"), упоминается только этот вид - борьба женщин-борцов с претендентами. Говоря о смешанной борьбе и о цирке во общем, Нагель рассказывает: "Эротическая составляющая безусловно был очень важен в такого рода представлениях. А мужчины и женщины демонстрировали совершенные телесные формы, силу, изящество движений... которые могут быть не только проявлением профессионального артистизма, но и истинной чувственности".
А вот еще. Журнал "Геркулес" в 1913 год пишет: "Обращаем особенное внимание, что привлекает к себе борчиха и атлетка Марина Лурс. Необычайно сложенная, с великолепной, массивной, но в то же время изящно очерченными линиями мускулатуры, Лурс проделывает такие невероятные номера, которые доступны хорошему мужчине-атлету. Она борется, как Геркулес древне греческого цирка. Каждый трюк закончен, каждое движение дышит пониманием силы. Одновременно фигура Марины Лурс не только не огрубела, но в то же время поражает своими мягкими и безупречно пластическими линиями... В тех городах, где на цирковых стенах появятся плакаты Марины Лурс, отправятся в цирк посмотреть на нее достопочтенные городские дамы, чтобы лицезреть эту дочь Евы, по праву вохищающая своей силой и гармонией форм". В то же время одесские газеты в 1913 году просто взахлёб рассказывали о приезде в Одессу некой Марины Лурс, уже покорившей до этого европейского зрителя. "Её самым коронным трюком было ногами поднять металлический шест, на котором, как курицы на насесте, аккуратно сидели девять мужчин. После чего этот груз ещё и вращала. Кто думает, что при этом она утратила свою природную женственность, пусть за свои сомнения сгорит от стыда".
Вот еще пример: подопечная известного энтузиаста тяжелой атлетики А. И. Андрушкевича, самого первого тренера, знаменитого Георга Гаккеншмидта, Марина Лурс по праву считалась уже тогда одной из сильнейших женщин не только России, но и Европы. Она начала тренироваться в 1903 году, но она уже через четыре года принимала участие в чемпионатах по борьбе. В бою Марина Лурс использовала не столько борцовскую технику, сколько невероятной физической силой и умением демонстрировать силовые трюки. Она не приветствовала возни в партере и всегда побеждала из стойки. Вот некоторые приемы из арсенала Марины Лурс: 1. Подойти к с сопернице вплотную грудь-в-грудь, схватить ее за талию, приподнять ее, резко прогнуться назад и в повороте бросить соперницу на спину;
2. Взять соперницу на руки и положить спиной на ковер как ребенка;
3. Пригнуть голову соперницы двумя руками вниз, заталкивая ее под себя, обязательно до самого упора ее затылка себе в могучий живот, навалиться на нее, после чего обхватить сверху, крепко сцепить ладони у нее под грудью, одним движением поднять в воздух, после чего "перекувырнуть" ее в воздухе и грациозно "опустить" соперницу на спину (согласитесь, очень эффектный прием);
4. Схватить соперницу двумя руками за запястье, спиной повернуться к ней, взвалить ее тело себе на спину (как мешок с картошкой) и "опустить" соперницу на ковер;
5. Двумя руками крепко схватить соперницу за руки, потянуть на себя и в резком движении перевернуть и после чего опустить ее на ковер.
Как видите, подобного рода приемы удачно сочетали в себе как борцовскую технику и так и силовые упражнения.
Одним из самых захватывающих борцовских поединкох Марины Лурс была ее схватка с силачкой с неподражаемой Агафьей Завидной. Марина пыталась "обнять" Агафью за талию с тем, и попыталась поднять ту в воздух, но не уступающая в мастерстве массивная Агафья также не уступала Марине и в силе и как-будто вросла в землю и не поддалась ни на сантиметр. Дамы весьмам долго и упорно боролись, как две тигрицы сцепившись в стойке и изо всех сил стараясь приподнять друг друга. Тем не менее мощная Агафья начала "напрыгивать" на Марину, оттесняя и пытаясь уложмть на спину. Под неописуемый свист и шум пуьлики в зале Марина применила свой коронный прием. Когда Агафья подпрыгнула, Марина использовала по инерции соперницы, слегка подалась вбок, развернулась и неожиданно подмяла ее под себя, зафиксировав туше. Однозначно, что зрелище настолько плотного контакта двух невероятно мощных женских тел было в те времена невиданно диковинным. Рассказывая о Марине Лурс как о женщине-борце, стоит отметить, что боролась она по-кошачьи "мягко" и "нежно", ни при каких условияхне причиная соперницам вреда и тем более травм.
Раз уж речь зашла об Агафье Завидной, остановимся на ее судьбе поподробней. Простая русская женщина, как это принято называть самородок была прирожденной борчихой "геркулеской" - она без особых усилий выжимала на мизинцах чугунные двухпудовые гири, а по деревяному помосту, установленному на ее груди, проезжал настоящий фаэтон с людьми. Очень немногие из женщин осмеливался бороться с ней. При этом она весьма успешно боролась с мужчинами-борцами, такие схватки были весьма смотрибельным дополнением к ее силовым трюкам. После демонстрации показа ее нечеловеческих возможностей ведущий конферансье цирка торжественно произносил: "Дамы и господа! Пред вами наисильнейшая во всем мире Агафья Завидная сейчас бросает вызов мужчинам, из числа достопочтенной публики! Есть ли здесь настоящий мужчина готовый выйти на арену"… Не стоит быть проницателем, чтобы догадаться, чем заканчивались такие схватки... Великанша Агафья не очень-то жаловала мужчин, и некоторые из них, под рев публики примятые этой мощной дамой, не могли самостоятельно подняться без посторонней помощи.
Еще одна женщина-борец того времени, жившая в Англии ирландка Кети Робертс ("Мисс Вулкана") в цирковом представлении выступала с акробатическими и силовыми номерами, после чего иногда принимала участие в цирковой борьбе. К 30 годам Вулкана имела следующие данные: рост - 170 см, вес - 73,2 кг, окружность грудной клетки - 102 см, талия - 68 см, бицепс - 38 см, бедро - 61 см, окружность грудной клетки - 102 см, предплечье - 30 см, шея - 38 см. При этом она могла поднять над головой 82кг одной рукой. А вот из личных ее рекордов Робертс современники отмечали "выкручивание" (жим с сильным отклонением туловища) одной рукой 58,8 кг одной рукой. Существует множество различных легенд о подвигах Вулканы. Поговаривали, что однажды одетая неожиданно для окружающих в вечернее платье влетела в драку двух портовых моряков в каком то лондонском ресторане. Она схватила обоих за шкирки, подняла и бросила в разные стороны. Одному из дерущихся мужчин это явно не понравилось, и поднявшись с пола, он со всей пролетарской ненавистью набросился на Кети с кулаками. Что же произошло потом? Нарядно одетая дама перехватила его руку и закрутила ее так, что тот резво тыкнулся носом в пол.
Еще был другой случай. В Бристоле, на цирковом представлении конферансье стал вызывать желающих побороться с местным цирковым борцом. Находившаяся в тот момент среди публики мисс Вулкана, одетая как обычная женщина и потому неузнанная, вызвалась на арену. Борец сначала смутился и попытался отказаться, но публика так была заведена смелой дамочкой и столь рьяно требовала поединка, что ничего не подозревавший хозяин цирка велел своему борцу выйти и делать вид, что он по-настоящему борется с задирчивой дамой. Но вдруг женственного вида дама внезапно захватила незадачливого борца за талию, с легкостью перекинула через голову и бросила на цирковой ковер, при этом оставаясь на ногах...
Вулкана боролась крайне редко, но, если боролась, то исключительно с мужчинами, чтобы на практике доказать физическое превосходство женщин-борцов. Ее излюбленным и безотказным приемом было выкручивание рук. Один раз, в возрасте четырнадцати лет, на улице Бристоля Кети бросилась навстречу взбесившейся лошади и повисла на вожжах. В другой легенде говориться, что в том же Бристоле к ней в карман залез жулик. Девушка просто сжала его руку и привела в участок. Карманник так и заявил в участке: "Такой женщине можно и руку отдать". Но мисс Вулкана не поняла столь двусмысленного заявления и в тот же момент забрала свой иск в обмен на его потрпанную руку, а уж заодно и любящее сердце. Так заключенный в один вмиг стал потерпевшим и терпел целых двадцать лет в крпких объятиях свое конвоирши... Стоит также отметить, что Вулкана стала первой женщиной, доказывавшей непревзойденные преимущества женщин перед мужчинами, а многие ее изречения о женской силе были впоследствии использованы как откровения современных феминисткок.
Знаменитая и великолепная американская силачка Мери Форд уроженка Нью Йорка 1900 г. рождения обладала весом 60 кг и ростом 165 см. При этом она стала многопрофильной атлеткой. Участвовала в марафонском беге, занималась боксом, борьбой и джае акробатикой. Как это ни странно, но самым любимым видом спорта для американки все же был бокс. Мери Форд успешно гастролировала по Северной Америке, бросая вызов (на выбор, по борьбе или боксу) любого желающего, женщинам или мужчинам (при единственном условии, что он тот не является профессиональным боксером и не тяжелее ее). Для разогрева на поединок вызывались женщины, а после естественнр победы (если желающие вообще находились) на арену приглашались мужчины. В те времена не только в Америке царили пуританские нравы, поэтому мало кто из женщин решался противостоять правилам приличия и принимать участие в мужской работе. Хотя, все же пусть и редко, но здоровенные крестьянки, с немалыми кулачищами и натренированными руками и ногами нередко давали Марии прикурить. Если же с выходом соперников для борьбы происходила некая заминка, то Мери подзадоривала публику, заявляя, что в зале собрались трусы и нет настоящих мужчин. Как то раз, во время выступления в одном из южных штатов потягаться с Мери вызвалась чернокожая бойчиха (вспомним, тогда еще существовала расовая сегрегация). На ринг поднялась высоченная молодая негритянка с очень большим бюстом и основательным как это бывает у черных оттопыренным задом, по имени Мирьям. Мери на мгновение спросила соперницу, что та предпочитает - борьбу или бокс. На что Мирьям ответила, что ей без разницы, каким способом она разделается с ней и предложила одновременнои то и другое. Весь зал затих. Не было самого понятия весовых категорий, и даже если бы и были, то разницу между соперницами должно было оценивать в пять, а то и шесть категорий. Мирьям без "предворительных ласк" стала огромными кулаками месить Мери. Наша героиня приняла защитную стойку, закрыв лицо и грудь. В какой то момент осознав, что может оказаться крепко побитой, Мери стала принялась бегать от агрессорши, которая гонялась за ней по рингу. У закаленная марафоном Мери появился шанс измотать Мирьям, но та на удивление не проявляла признаков усталости. Через пару кругов, увлеченная преследованием белокожей дамочки, Мирьям проглядела подножку, . Споткнувшись, претендентка рухнула лицом на помост. Мери бросилась на нее и попыталась перевернуть соперницу на спину, но не даже не смогла сдвинуть ее. Судья объявил брэйк и велел дамам встать и начать снова. И без того разгоряченная Мирьям с кулаками набросилась на Мери и единственным ударом в голову сбила ту с ног. Поднявшаяся с пола Мери отказалась продолжать бой, на радость чернокожей публики, судья поднял в верх руку Мирьям. Данная история это одно из немногих поражений Мери, которая благодаря своей природной ловкости и тренированной выносливости заваливала на помост мужчин превосходихших ее, ну а женщинам вообще никогда не удавалось ее побеждать... После этого случая негритянку Мирьям с успехом взяли в цирковую труппу, где она выступала, в том числе весьма успешно боролась и боксировала.
В конце своего повествования, немного слов о наиболее знаменитых борчихах двадцатых и тридцатых годов прошлого столетия.
В 1924 году очаровательная австрийская силачка двадцатичетырехлетняя Марта Фарра заявила о себе как о самой сильной женщиной планеты - при весе 55кг она чудесным образом умудрялась поднимать платформу, весящую более полутора тонн, на высоту 75 см. Она также тренировалась и участвовала в борцовских соревнования по вольной борьбе. Другая не менее миниатюрная силачка, знаменитая американка Ада Эш (1906 г.рожд.) была способна так же чудом поднять платформу с лошадью. Ада была невероятной и исключительно смелой – боролась с крокодилами.
Совместно со своим мужем, Алом Шашем (также прекрасным борцом), Ада написала и издала три книги по дзюдо и самообороне, как выдающийся тренер. Под руководством мужа Ада неоднократно успешно участвовала в профессиональных соревнованиях по борьбе. Стоит отметить, что уже в то время цирковая борьба постепенно трансформировалась из нарочито состязательного представления в специфическое спортивное шоу, которое теперь известно под названием реслинг, весьмам процетающая отрасль шоу-бизнеса. В одном из многочисленных поединков с другой знаменитой борчихой того времени Нелл Стюарт (которая была намного моложе Ады), Ада вестма неудачно упала на пол за пределы ринга и получила травму позвоночника, после чего лечилась долгих два года. И наконец последняя знаменитая силачка этого периода, ставшая великолепной борчихой, - англичанка Айви Рассел (1907 г.рожд.) Она имела весьма мощное телосложение и даже превосходила по физическим параметрам великого боксера-тяжеловеса Макса Шмелинга из Германии. Айви благодаря своей геркулесовской физической силе, стала в 1934 году посещать "Дамский борцовский клуб Виктория", где в то время тренировалась в борьбе. Спустя менее 1 год она сумела выиграть женский чемпионат по борьбе, победив всех своих соперниц. Говорили, что Айви жестко наказывала бе разбору любого скептически настроенного к ней мужчину, усомнившегося, что женщина может быть настоящим борцом. Она запросто хватала "обидчика" и мгновенно изо всех сил сжимала в своих стальных объятиях, заставляя трещать позвонками и признать свою неправоту.