Борьба Кусти (или Кушти или Пехлвани) - древний вид спорта, неразрывно связанный с религиозными ритуалами Зороастризма и Индуизма. *) Кусти представляет собой синтез местного вида борьбы древних арийских и индусских племен (история которых восходит к пятому веку до нашей эры) и персидского (иранского) стиля борьбы, принесенного в Южную Азию во время правления Великих Моголов. Старые борцы (пехлваны) жили изолированно от женщин и должны были целиком посвящать себя совершенствованию своего тела..
В настоящее время этот стиль борьбы по-прежнему популярен во многих регионах Индии. Борцовские состязания ведутся на квадратных влажных глиняных площадках (или неглубокоих ямах) "акара" (или акада). Самые важные состязания привлекают до двадцати тысяч зрителей и больше.
В течение столетий стили индийской борьбы претерпели изменения - как в правилах и установлениях, так и в методиках тренировок. Наибольшее влияние оказали персидские установки для борьбы и западные методы тренировок.
В древности короли иногда отказывались от вооруженных битв с противником, а вместо этого посылали сильнейших борцов против борцов враждебного лагеря. Борец, сумевший победить соперника, приносил победу своему королю. Некоторые короли сами были хорошими борцами.
В течение столетий мужчины занимались борьбой для телесного совершенствования и утверждения социального статуса. Приемы сцепления рук, использование торса и ног, закручивания, перевороты и броски технически трудны и требуют большой выносливости. Например, требуется большая сила, чтобы перевернуть на спину соперника, лежащего на животе. Пехлваны усиленно тренировались и придерживались специальной диеты, включающей в себя масло, молоко и миндальный орех. Они развивали огромную выностливость позволявшую им бороться в течение нескольких часов.
В настоящее время, социальный статус женщин в Индии беспрецедентно высок, и естественно, они вторгаются в области, когда-то бывшие привилегией мужчин, в том числе, это относится к борьбе кусти.
Первоначально борцы в грязи составляли привилегированную группу, считалось, что они происходят от индуисского обезьяноподобного божества войны Ханумана. Даже в нынешние времена борцы кусти пользуются особым почетом, и им отводятся для тренировок храмы Ханумана.
Борьба кусти неспроста ведется в грязи, поскольку у индусов считается, что грязь обладает сакральными (священными) свойствами; в нее добавляют осветленное масло, лепестки розы и целительные травы. Помимо сакральных свойств самой грязи, борьба в грязи видимо привлекает зрителей и борцов еще чем-то. Возможно, в грязи можно вернее посрамить соперника, перепачкав его, да и зрителям больше сильных впечатлений. После борцовской схватки особое удовольствие смыть с тела землю, грязь и пот. **)
Существует много школ кусти, названия которых происходят от имен их легендарных или реальных основателей. Самые известные среди них три: Бхимасени, Джарасандхи, Хануманти и Джамбуванти. В тренировке пехлванов главное внимание уделяется общефизической и атлетической подготовке. Она включает в себя сотни и тысячи отжиманий (данд) с волнообразным движением позвоночника (джор), выполняемых ежедневно, с опорой на обе руки и ноги, на руки и колени, на обе руки и одну ногу, на пальцах, на одну руку и одну ногу в положении на боку. Точно также обязательными являются многочисленные ежедневные приседания (байтхак) на одной ноге с вытянутой другой. Приседания часто выполняются с тяжелым каменным кольцом, надетым на шею или с партнером, сидящим на плечах.
Цель схватки в кусти сводится к тому; чтобы повалить противника и заставить его/ее сдаться, используя приемы четырех основных типов. Первый тип - это захваты и броски, основанные на использовании грубой силы. Второй - захваты и броски, основанные на использовании инерции движений противника. Третий - приемы обездвиживания и ослабления противника. Наиболее опасны приемы четвертого типа - болевые замки (позволяющие ломать конечности, пальцы и даже позвоночник), а также удушающие захваты.
Перед поединком борцы растирают землю в ладонях, чтобы обеспечить лучший захват. Чемпиона (“Рустама”) награждают большой деревянной булавой, покрытой позолотой, с резьбой и украшениями. Название титула победителя восходит к имени легендарного героя персидского эпоса Рустама, могучего богатыря.
Одним из самых выдающихся мастеров кусти считался “Великий Гама” (1878— 1960), на протяжении многих лет обладавший званием всеиндийского чемпиона. В 1947 году, когда Индия стала независимой, кусти объявили национальным видом спорта.
Борцовские состязания, известные как дангалы, проводятся на уровне деревень, причем, правила в каждом месте - свои. Обычно победитель определяется по решению коллегии судей или в результате нокаута, остановки поединка или капитуляции. Борьба кусти по-существу ведется по правилам борьбы сабмиш - до капитуляции одного из соперников или невозможности его/ее продолжать поединок.
Город Колхапур (450 тысяч жителей) считается главным центром борьбы кусти в Индии. Если в Америке сумасшедшим успехом пользуется бокс, то Колхапур знаменит борцами кусти.
Этот, когда-то исключительно мужской вид спорта, породил популярнейшее в настоящее время во всем мире развлечение и спорт - “борьба в грязи”, в которой большинство борцов - женщины.
Изобретателем борьбы в грязи, этой западной версии стариной борьбы кусти, считается легендарный промоутер профессионального реслинга Пол Бойш. Борьба в грязи получила широкое распространение в США в 1980-е годы, после чего разошлась по миру. Хотя поначалу схватки в грязи устраивали в барах, ночных клубах и стриптизных, в настоящее время поединки проводятся в самых различных местах - от парков до стадионов - для развлечения, соревнования и благотворительности.
Тем не менее, современная борьба в грязи - это не только "бестыжие раздетые женщины, которые плескаются перед пьяными мужиками, пускающими слюни как идиоты". Некоторые соревнования по женской борьбе в грязи - это настоящая борьба. В Индии некоторые женщины стали тренироваться и состязаться в настоящей древней борьбе кусти, требующей силы и выносливости. В отличие от мужчин, которые борются в трусиках, женщины борются в более закрытой униформе.
Кусти явилась также источником или основой нескольких связанных с ней видов борьбы, в которых один атлет отбивается от группы соперников. Эта форма состязаний используется в широко популярной в Индии, Пакистане и Бангладеш командной игры кабадди.Однако опасные приемы четвертого типа (болевые замки и удушения). здесь запрещены, это своего рода атлетическая игра, немного напоминающая регби, только без мяча. В некоторых ситуациях кабадди игроку (игрокам) необходимо обездвижить соперника и не дать ему/ей вырваться; для этого используется техника кусти: захват ноги, захват двух ног, захват корпуса, растяжка, захват за бедра, туше и т.п. Аналогия схваток в каббади с борьбой кусти усиливается тем фактом, что в каббади играют на грязной земляной площадке, и если борются, то борются в грязи, так же как реальные борцы кусти.
*) Кушти (или Кусти, или Кошти) - священный пояс, который (наряду с рубахой Сэдрэ) носят зороастрийцы.
**) Другой вид борьбы в субстанциях - борьба в масле “Яглы-Гюреш” - очень популярна в Турции.