www.kgb3000.com
Женская борьба в грязи азиатокЖенская борьба в грязи азиаток
Борьба в грязи двух азиатских девушек на Барийонгском фестивале грязи. Южная ...
скачать видео сейчас
05.08.09 Сногсшибательная Элла. (Новый Свет)05.08.09 Сногсшибательная Элла. (Новый Свет)
Сногсшибательный грязный танец девочки Эллочки в диско-клубе Спрут Новый Свет
скачать видео сейчас

Контакты

Для связи с КГБ используйте следующие контакты:

e-mail kgb3000@mail.ru

телефон +7 978 77 05 441

вконтакте vk.com/kgb3000com


Облако тэгов


Психологические факторы в боевых искусствах

Психологические факторы в боевых искусствах

увеличить фото Психологические факторы в боевых искусствах

Техника и тактика боевой системы базируется на целях и задачах системы, которые, в свою очередь, отражают идеологию и мировоззрение создателя. Людей специально отбирают (так называемая профессиональная пригодность) под определенный вид деятельности, а иногда и под выполнение конкретной задачи. И здесь без конкретных требований к психофизическому состоянию, способу мышления и мировоззрению человека не обойтись.

Сразу оговоримся, что боевые системы и боевые искусства - это не одно и то же. Под боевыми искусствами мы понимаем не только системы ведения боя, но и принципы, которые вырабатывались в процессе обучения этим системам и на которых строилась вся жизнь. Далее, мы утверждаем, что западных боевых искусств нет. Комплексы приемов владения различными видами оружия, а также приемов рукопашного боя, созданные на Западе, согласно нашему определению не являются боевыми искусствами. Западная культура и менталитет, основанный на ней, не способствовали возникновению боевых искусств, аналогичных восточным.

Что касается Востока, то там почва для их создания была самой что ни на есть благоприятной. Буддизм - особенно дзен (чань) буддизм - как религиозно-философская система, морально-этические представления, эстетические принципы - все как нельзя лучше сочеталось с принципами боевых систем, так что они сделались неотъемлемой частью восточной культуры. Недаром считалось, что занятия боевыми искусствами создают гармонично развитую личность, что настоящее мастерство подразумевает в первую очередь духовное совершенство. Таким образом, восточные боевые системы - это не просто комплексы приемов и выработка навыков владения ими, это - образ жизни. Критерии оценки мастерства в них таковы, что для достижения совершенства требуется вся жизнь, подчиненная идее самосовершенствования. Исходя из этого, мы считаем, что только восточные боевые искусства являются искусствами как таковыми. Ничего подобного на Западе не существовало и не могло быть создано.

В чем состоит ценность боевых искусств для нас, людей, живущих в современном мире, где владение боевыми приемами не является для подавляющего большинства жизненной необходимостью? В том, что только в них человек находит в комплексе уникальную боевую систему, гармоничное развитие тела и психики, увлекательное хобби и, что очень важно, способ поддержания хорошего здоровья и самочувствия. Так, например, в Карате Шотокан можно научиться идеально управлять своим телом: на любой возможной скорости выполнять заданные движения (технику) с полным контролем формы, траектории и скорости на каждом участке траектории. Карате Шотокан учит и в бою и в жизни действовать не по максимуму, а по принципу "необходимой достаточно-сти", сохраняя при этом полный контроль над ситуацией.

В секции боевых искусств приходят разные люди, и важно быстро выявить не только физические возможности, но и психические наклонности ученика, понять его мировоззрение и определить истинную цель его занятий. В этой связи интересно разобраться, что заставляет людей разных возрастных и социальных групп тратить свое время на занятия боевыми искусствами.

Мы не будем рассматривать занимающихся служебными видами спецподготовки по "долгу службы" т.е. сотрудников "силовых" и других ведомств и организаций, служебную спецподготовку по рукопашному бою мы не считаем видом боевого искусства, как следует из сказанного выше. Это - всего лишь комплекс приемов в совокупности с системой психофизической подготовки, который обеспечивает выполнение служебных обязанностей сотрудником. Если же такой сотрудник приходит в школу восточного боевого искусства, то он становится обычным учеником этой школы и все сказанное здесь распространяется и на него в той же мере.

Итак, что хотят люди получить от занятий боевыми искусствами, и как боевые искусства влияют на них в процессе занятий?

Из анализа опроса занимающихся можно сделать вывод, что простыми мотивациями являются нижеперечисленные, лежащие на поверхности причины:

- умение защищаться
- умение нападать
- повышение квалификации (для сотрудника спецслужб и органов)
- популярность и признание через достижение спортивных успехов
- одна из форм самосовершенствования
- "для себя" - и это одна из самых важных и наиболее распространенных мотиваций и одно из основных преимуществ восточных боевых искусств перед всеми видами спорта и служебной спецподготовки, в частности многих привлекают занятия Ката, а не спарринг.

В биографиях многих известных мастеров восточных боевых искусств в начале их жизненного пути мы видим разной степени выраженности психофизическую или социальную неустроенность (криминагенность района проживания, последний ребенок в семье, отсутствие родительского воспитания или родителей, физические недостатки и т.п.).

Выскажем "крамольную" мысль: благополучному, здоровому, полностью довольному жизнью человеку боевые искусства, а тем более боевые системы, попросту не нужны. Он скорее займется каким-нибудь менее трудным, более обычным и не требующим столько усилий делом, близким к развлечению, например, игрой в гольф, теннис, "дворовый" футбол или "пляжный" волейбол. Это, правда, касается в основном тех, кто начинает заниматься в сознательном возрасте и по собственному почину.

Поскольку боевые искусства, особенно восточные, требуют от ученика напряжения всех его духовных и физических сил, огромного трудолюбия, терпения и целеустремленности, вдумчивости, неудивительно, что любители развлечений долго не задерживают-ся в группах по изучению восточных боевых искусств, зато очень любят поговорить о том, как они в них занимались и, естественно, были лучшими. Как правило эти "мастера" отличаются большой начитанностью популярной литературы и поверхностными фило-софскими суждениями при в высшей степени снисходительности отношении к инструктору.

Квалифицированный инструктор всегда может определить в своей группе одного или нескольких учеников, как бы выпадающих из общего ряда. Это так называемые психотические и акцентуированные личности. Предупредим сразу, что здесь не имеются в ви-ду ярко выраженные психические отклонения, или клинические случаи. Речь идет скорее о тенденциях появления отклонений в ту или иную сторону, что в общем-то свойственно большинству психически здоровых людей в определенных ситуациях. Под психоти-ей понимается отклонение, не выходящее из границ нормы. Описание несколько утрировано для придания большей наглядности.

Так, у большинства психотических личностей выявляются некоторые отклонения в сфере мыслительной деятельности в виде недостатков прогнозирования, отсутствия опоры на собственный опыт, парциальной некритичности. При этом в одних случаях эти изменения носят свойства ригидной негибкости умозаключений, в других - поспешности и легковесности суждений, легкости и не-продуманности в принятии решений.

В ряде случаев отмечается склонность к преобладанию волевых изменений с неустойчивостью интересов и привязанностей, сменой увлечений, в других - с односторонностью и необыкновенностью пристрастий.

Исторически, с начала возникновения и долгое время потом, сложилось так, что большинство школ боевых искусств представляли собой "закрытые" учреждения со своей иерархией, системой ритуалов, шкалой ценностей. Некоторые атрибуты этого сохрани-лись и даже развились в наше время, например, такие, как иерархия и система рангов (поясов). Таким образом, эти школы служат прекрасной психологической нишей для людей со специфической психикой и акцентуированных личностей. Некоторых людей именно эта "закрытость" привлекает больше всего.

Возвращаясь к происхождению психотий, мы видим, насколько велика роль внешних, средовых факторов, таких, как неправильное воспитание, алкоголизм, заболевания родителей, идеология насилия и жестокости, насаждаемая средствами массовой информации. К средовым факторам можно смело отнести криминальную обстановку в районе проживания ученика.

Остановимся подробнее на учениках с отклонениями психики от нормального уровня, т.к. именно с ними и вокруг них иногда возникают проблемы в процессе обучения. Но такие люди тоже хотят заниматься восточными боевыми искусствами и поэтому инструктор должен знать особенности их поведения.

Говоря о психотиях, в любой группе, можно выделить учеников с преобладанием изменений в сфере мышления. К ним можно отнести шизоидов, психастеников, параноидных. О психотиях с преобладанием аффективных (эмоциональных) нарушений - эпилептоидов, возбудимых, циклоидов, истероидов. О психотиях с преобладанием волевых нарушений - неустойчивые, безвольные с расстройствами влечений и т.п.

При этом проблема осложняется тем, что чистых психотических групп не существует. Тем не менее попытаемся разобраться с основными типами психотических личностей.

Возбудимый тип - ведущими чертами этих лиц являются повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злопамятностью, мнительностью, вязкостью эмоциональных реакций. На фоне этих основных свойств личности могут проявляться некоторые дополнительные черты: льстивость, педантичность, аккуратность, ханжество.

Личности этой группы наиболее часто рекрутируются в школы боевых искусств, т.к. сравнительно высокая энергетичность позволяет им выдерживать высокие физические и психические нагрузки тренировок, строгость ритуала в школе отвечает основным чертам личности, компенсируя ее слабые стороны, давая ощущение защищенности. Однако, исходя из тех же основных черт личности, эти ученики требуют со стороны учителей и инструкторов особого контроля - жестокость, злопамятность, взрывчатость могут привести к тяжелым последствиям (в лучшем случае уход из школы). Надо ли уточнять, что личности этой группы предпочитают силовые, жесткие, контактные стили и направления боевых искусств и видов спорта, методы тренировок и правила проведения боев, в которых поощряют проявление всех отрицательных качеств их психики.

Параноидный тип - ведущими чертами личности являются особая склонность к сверхценным образованиям, сочетающимся с малой гибкостью психики, подозрительностью и, как правило с повышенной самооценкой, которая ,как правило, культивировалась и поощряется родителями. Они сами себя и их родители называют их неординарными, очень способными и т.п. С детства им свойственны разносторонние, но поверхностные увлечения, переоценка своих способностей, т.к. они быстро "схватывают" новый несложный материал, гиперстеничность, что проявляется в тенденциях к лидерству. Такие лица очень чувствительны к игнорированию их мнения, склонны преувеличивать значение разногласий, крайне обидчивы. Присущие им эгоизм, желание в любой ситуации поступить по-своему, безапелляционная категоричность суждений, как правило, мешают поддерживать ровные отношения в любом коллективе. Обычно люди этой группы приходят заниматься с вполне конкретными установками (достигнуть каких-либо сверхвозможностей, о которых они читали в популярной литературе, изучить искусство касания отсроченной смерти и т.п. Отсюда понятно их стремление попасть в школу с экзотическим названием, например, школа "Отравленного меча", "Кровавой стрелы" или "Черного ниндзя"). Они "кочуют" из школы в школу, задерживаясь на 2 - 3 месяца, вызывая тихое раздражение инструкторов своими многочисленными и, конечно, заумными вопросами и разговорами, желая показать свое "мастерство" и получить "секретную" информацию, требуя к себе особого внимания, претендуя на лидерство в группе в основном на основании самомнения и тех поверхностных знаний, которые они получили ранее.

Истероидный тип - главной особенностью этих лиц является стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, поэтому поведение таких лиц характеризуется демонстративностью, театральностью, оно лишено простоты и естественности. Им необходимо быть в центре внимания, чтобы ими восхищались. Свойственные истероидным личностям психическая незрелость, инфантилизм часто не дают им возможности добиться осуществления своих притязаний путем развития действительно имеющихся у них способностей. Основным мотивом посещения тренировок у таких лиц может быть стремление показать окружающим свою необычность, оригинальность или - некоторые из них говорят - неординарность.

При умелой тактике инструктор, ставя перед такими учениками задачи, не требующие длительных усилий, обязательно высказывая похвалу, может добиться значительного успеха. В то же время равнодушие инструктора, невнимание к реальным успехам неминуемо приведет такого ученика к психологическому срыву.

Тормозимый тип психотии объединяет группу личностей, в структуре которых ведущее место занимают астенические, психастенические и шизоидные проявления. Основанием для такого объединения является тормозимый, пассивный характер реакций на различные психотравмирующие события.

Постоянным свойством этих людей является эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, плохая переносимость как физических, так и психических нагрузок, спады настроения, усталость, разбитость. Они проявляют склонность к самоанализу и рефлексии. Нередко такие люди обнаруживают достаточно высокий образовательный уровень и обладают способностью к обуче-нию при слабой моторной умелости.

Как правило, детей тормозимого типа приводят в школу боевых искусств родители. Они же настаивают на продолжении занятий, несмотря на явное нежелание детей тренироваться. Родители в данном случае принимают решение за ребенка, руководствуясь принципом "так для него будет лучше (наблюдения авторов).

Некоторые из тормозимых способны освоить несложные двигательные программы. Они продолжают тренироваться годами, не достигая при этом особых успехов. Часто они становятся "ходячими макиварами", даже для тех учеников, которые пришли в группу позже них.

Все вышеизложенное должно заставить инструкторов внимательнее отнестись к особенностям личности учеников, что позволит предотвратить нежелательные эксцессы в группе (эмоциональные срывы, конфликты, снизить травматизм), избирая правильную тактику общения с учениками, оздоровить обстановку в группе.

Рассмотрим еще одну часто встречающуюся проблему - неспособность ученика повторить движение инструктора. Это происходит по следующим причинам:

- физическая неподготовленность ученика (недостаточная подвижность суставов, эластичность сухожилий, недостаточная сила мышц)
- отсутствие активной концентрации сознания
- неспособность правильно и качественно оценивать сигналы рецепторов собственного опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий)
- отсутствие контроля скорости, траектории и формы выполнения движения
- навыки и объяснения, полученные в секциях спортивной борьбы и других видов единоборств с отличающейся координацией и принципами

Первая причина устраняется посредством специальных гимнастических упражнений, если ограничения подвижности суставов не вызваны анатомическими причинами.

Остальные причины устранимы полностью посредством методических приемов, например таких, как детализация техники, создание физических помех для неправильного выполнения техники, задание и контролирование ритма выполнения упражнения, увеличение количества повторений конкретного упражнения.

Мы можем рекомендовать инструкторам при составлении планов занятий соотносить требования учебной программы с психо-типами отдельных учеников, что позволит прогнозировать результаты достижений каждого и добиваться максимальной эффективности.

Примеров влияния психотипа ученика и мотивации его прихода в секцию на учебный процесс можно привести много.

Так, например, если ученик по своей натуре не агрессивен, бесполезно заставлять его атаковать первым - ему ближе контратака. Если ученик физически не силен и далеко не атлетического сложения, но пластичен, трудолюбив, обладает наблюдательностью и быстро соображает - его больше надо учить "чистой" технике и изощренной, а не "проломной" тактике. Если он пришел, чтобы только научиться драться - он не будет заниматься долго (обычно такие исчезают после второго занятия, иногда их терпения хватает на пару недель) и отрабатывать кихон, ката и кихон-кумите и, поэтому при отработке этих упражнений будет мешать проведению занятия.

Психотип ученика влияет на его отношение к обучению и сказывается на результатах. При правильном учитывании психотипа можно наблюдать изменение отношения ученика к предмету обучения. Особенно ярко это проявляется при обучении детей.

В секцию приходят разные дети, в основном они здоровые и жизнерадостные. В процессе занятий у них проявляются особенности их психики и воспитания. Это становится особенно заметно при изучении незнакомых движений. Но надо отметить, что систематические занятия благоприятно влияет и на психику и воспитание детей.
Если занимающийся собирается достичь серьезных успехов, он должен понимать, что основными причинами его возможных неудач будут препятствия не внешние, а внутренние, такие как неуравновешенность, невнимательность, спады настроения, привычка мыслить стереотипами, завышенная самооценка, недостаточная настойчивость и т.п.

Без внутренней дисциплины в боевых искусствах невозможно дойти до действительно высокого уровня. Когда ученик убедится в этом на собственном опыте, стремление к успеху в занятиях может стать серьезной мотивацией для исправления недостатков своего характера.

Мастер Гичин Фунакоши, человек, которому принадлежит основная заслуга в распространении карате во всем мире, считал, что главное в карате - ни победа над противником, ни уход от поражения, а совершенствование характера. Иными словами, победа над самим собой.

Андрей Зайцев, врач-психотерапевт, инструктор по рукопашному бою.
Александр Плескачев, главный инструктор Московского отделения
F.S.K.A., 5 дан.

Источник - http://www.kempo.ru/
Просмотров:7677